Советы начинающему адвансеру
Источник:
Посмотреть
После дебюта (по книжке) получаются разные позиции (открытого, полуоткрытого или закрытого типа). Чтобы дотянуться до эндшпильных баз (при помощи движков которые их поддерживают) или просто выиграть в миттельшпиле, многие запускают какой-то движок - обычно Houdini (1.5a или 2.0), Rybka 4.1, Critter 1.4 или другой.
Свой опыт разобью на 16 пунктов.
1. Лучшие движки на короткий временной контроль, такие как Гудини и Криттер, не всегда лучшие для адванса.
2. Глубина анализа на 26 полуходов (Depth: 26 plys) не означает, что весь вариант хорош. Обычно первые 13 plys из них хорошие (нередко только 7 полуходов могут считаться как приблизительно хорошие). Лучший движок для продолжения анализа - Рыбка 4.1, но ее недостаток в том, что если хочешь достигнуть 26-ти полуходов - теряешь слишком много времени в режиме БА (бесконечного анализа).
3. БА не самый хороший путь для адванса. Лучше - Аквариум-Идея (Aquarium IDeA) или даже Фриц - глубокий анализ (DA). Можно начать и с бесконечного анализа, а потом ставит позицию в Акве.
4. Гудини тупит в закрытых позициях (Криттер лучше). Открытые позиции Гуди считает лучше, особенно форсированные варианты. Houdini 2.0c не годится для адванса. Версия сделана чтобы показать что она лучше на коротких контролях времени. Поэтому я доверяюсь больше версии Houdini 1.5a - она не отсекает варианты так грубо, как 2.0с.
5. Проверяй варианты другими движками. Такими как Ivanhoe, Stockfish, Robbolito, Стрелка 5.1 - они могут предложить оригинальные идеи.
6. Никакой движок не поможет тебе, если ты не понимаешь позиции. («Оператор движка» - это не настоящий адвансер. Оператор может выиграть несколько раз за счет более мощного компа (hardware). Но счастье это будет недолгим ). Если не умеешь составить план действий в полуоткрытых/закрытых позициях и проверить его при помощи движков - будь готов к поражению от хорошего адвансера.
7. Включай справочные базы к движкам еще в миттельшпиле, чтобы была возможность глубоко считать варианты и правильно давать им оценки. Все-таки, если не понимаешь эндшпиль, ничто тебе не поможет. Обычно все движки в эндшпиле тупят - часто можно увидеть оценку +4.25 в ничейном эндшпиле. (Базы не панацея - есть такие как 7-men или 8-men в которых движки абсолютно бесполезны)
8. В тактических позициях надо проверять комбинации на разных движках.
9. Стрелка 5.1 тоже сделана для коротких временных контролей. Но она может дать интересные идеи.
10. Не доверяй оценкам позиции если вариант не рассчитан до минимум
• 21 полуходов для Houdini 1.5a,
• 25 полуходов для Houdini 2.0,
• 16 полуходов для Rybka 4.1,
• 25 полуходов для Стрелка 5.1,
• 23 полуходов для Critter 1.4.
В эндшпиле - не менее 30 полуходов.
11. Определи самостоятельно ход, который кажется тебе наиболее перспективным в данной позицией. Проверь его движком. Если при этом движок меняет оценку скажем от +0.35 на -0.15 - не останавливайся! Продвигайся дальше по своему плану на ход-два, а то и больше. Именно так была найдена большая часть выигрывающих продолжений! Сначала движок может даст 0,00 (это часто встречается когда движок заходит в тупик), а потом неожиданно оценка может измениться, если ваш план тактический верен. Не забудьте, что движок только счетная машина!
12. Еще одна технология анализа. Запусти, например, Houdini 1.5a на анализ примерно 8-ми вариантов в режиме БА на глубину 26 полуходов. После остановки скопируй все варианты в какую-нибудь базу позиций. Сделай то же самое с Rybka 4.1 скажем на глубину до 22-х полуходов. Сравни полученные варианты! Если они повторяются в большей части - значит все движки "видят" одно и то же. Это не означает, что автоматически первая линия самая хорошая. Попробуй свой "человеческий" ход как описано в пункте 11. И только если он не подходит (тактический не хорош) тогда, видимо, надо выбирать один из вариантов, которые дали движки. Перебор ходов лучше делать по первой ветке (скажем Houdini's 1st), но проверять с помощи Рыбки. Т.е. двигаться с Рыбкой по ветке Houdini (и наоборот). Двигаться надо медленно чтобы перепроверять варианты анализа и отмечать главные разветвления. Последнее абсолютно необходимо, чтобы не пропустить разветвление по которому может пойти твой соперник...
Или, по-другому, можно делать вручную то, что делает Аквариум Идеа! (Система IDeA далека от совершенства и генерирует разветвления даже в форсированных вариантах, т.е. впустую тратит время) если ты не очень хорошо знаешь эту систему.
13. Нужно стараться дотягивать по возможности анализ вариантов до эндшпиля. Потому что крайне важно знать что тебе ожидает. Очень много случаев когда движок даёт в середине партии, скажем, оценку +0.25, но, влетая в эндшпиль, эта +0.25 нарастает с каждым полуходом и в итоге приносит очко.
14. Дебютные варианты надо специально выбирать. Это самый важный элемент адванса! Если что-то проспал в дебюте - ничего уже, как правило, не сможешь сделать после этого.
Выбрать правильный дебютный вариант, поверьте, исключительно трудно! Этим отличается хорошие адвансеры от рядовых. На первый взгляд все главные варианты основных дебютов дают приблизительное равенство. Однако, это совсем не так!!
Только один пример. Допустим, у тебя белые. Играешь дебют под названием «Pirc, Austrian, Andrew Greet's «Beating The Unusual Defences». Соперник шпарит по книге дебютов, по главному варианту, а ты сделал свой выбор (по Эндрю) в пользу Bc1-e3 чтобы получить определенную позицию. Итак, 5...0-0, 6...c5 7.dxc5 (близко к варианту Shirov-McNab, но не точно по Эндрю) и так далее… Движки дают +0.20 в лучшем случае. Но нет, предстоит эндшпиль! Причем такой, где пешек 3 на 1 на ферзевом фланге (a2b2c2 против а7) и 1 на 3 - на королевском (g2 против f7g6h7). И неожиданно, после 10 хода, движки дают +0.85, потом +1.15, а потом - очко!!!
15. Не доверяйтесь полностью дебютным книгам. Они полны необоснованного оптимизма. Даже книги от Аврух, Марин и др. полны дыр, поверьте мне! Никогда я не получал оценку больше «=» за белых, когда тупо следовал предложенным в них вариантам. Наоборот, используй их как модель, по которой скорее всего будет играть твой оппонент и ищи, ищи дыры. Если не найдешь, поверь мне - вообще не стоит двигать фигуры - делай быструю ничью и ищи свой путь в следующих партиях!
16. В БА никогда слепо не доверяй оценочной функции движка!
Скажем, ты сделал БА на глубину 26 полуходов и получил оценку по первая линии +0.50. Но на самом деле это не оценка на 26 полуходов - это приблизительная оценка на 13 полуходов! А из опыта я знаю, что только первые 7- 8 из этих полуходов бесспорные (а иногда и меньше). Значит, если продвинуть анализ по этой ветке хотя бы еще на 5-6 полуходов, то мы можем увидеть другую величину - примерно +0.35 или +0.85.