Доброго времени суток, Уважаемые Любители шахмат!
Долгое время вынашивал идею одного интересного турнира под названием
"БИАТЛОН". И вот, вроде бы, созрела она настолько, что можно стало её выразить словами.
Идея состоит в следующем. Все мы прекрасно знаем о таком замечательном, интересном виде спорта как биатлон. Правила его достаточно просты. Участники забега проезжают на лыжах круг, потом попадают на огневой рубеж, где должны "закрыть" точными выстрелами 5 мишеней, а далее отправляются на следующий круг. Получается очень интересно. Нам, интернет-шахматистам, зачастую недоступен захватывающих дух биатлонного соревнования: не все умеют кататься на лыжах и/или стрелять, кому-то не хватает обмундирования, оборудованных трасс и прочее. Однако мы с вами умеем кое-что другое - играть в шахматы. Я же, в свою очередь, хочу попытаться перенести атмосферу биатлона на шахматные доски. И вот что я придумал.
Для начала организовываем турнир и называем его скромно и просто - "Биатлон". В турнир набираются участники, которые и будут теми самыми стреляющими лыжниками, только за шахматной доской. В общем, тут ничего нового. Далее начинаются интересности.
Весь турнир делится на
этапы:
- Старт и 1й Круг
- 1й Огневой рубеж
- 2й Круг
- 2й Огневой рубеж
- 3й Круг и финиш
Участники, играя между собой, должны будут пройти последовательно все эти этапы. Победителем соревнования считается тот,
кто пройдёт всю эту дистанцию первым, затратив на это наименьшее количество партий и набрав параллельно максимальное количество очков. Как это сделать?
Описание прохождения этапов.
Круг
В самом начале на старт выходят все участники. Они делятся на пары, и объявляется старт - пары играют партии между собой - катимся первый круг. Круг условно делится на
D километров (км) - то количество очков, которое нужно набрать, чтобы перейти к огневому рубежу. По результатам партии все участники получают определённое количество очков, отличающееся от стандартного шахматного начисления очков, например, за победу - 3 очка, за ничью - 2 очка, за поражение - 1 очко
(обсуждаемо). Условия движения по кругу таковы: участник, набравший установленный минимум очков (
D), переходит к этапу "Огневой рубеж". Те участники, которые не набирают необходимого минимума очков, должны играть следующую партию, пока не наберут установленного количества очков.
Теперь о том, как будет измеряться время. Время логичнее всего измерять в количестве партий, но необходимо учитывать и количество очков, набранных в партиях. Как уже говорилось, за каждый результат партии участник проходит определёное количество километров. Другими словаим, очки, набранные в партиях, численно равны пройденному "расстоянию". Как известно ещё из школы, время = расстояние/скорость. Скорость же в нашем случае - это количество очков, поделённое на количество партий. Вот и вся математика! Конечная формула вычисления времени движения по дистанции:
t =
D *
N /
P,
где
t - искомое время, которое и идёт в зачёт каждому игроку;
D - длина дистанции в условных километрах (км), другими словами, в минимуме очков, которые нужно набрать, чтобы преодолеть дистанцию;
N - количество партий, затраченных на прохождение дистанции;
P - сумма очков, набранных за эти партии.
Приведу небольшой пример.
Длина дистанции выбирается заранее до начала соревнования. Возьмём к примеру, 4 км-очка. Т.е. чтобы преодолеть дистанцию, участник должен набрать минимум 4 очка (можно больше). От длины дистанции и возникают все варианты её прохождения: различное количество побед, ничьих и поражений. Рассмотрим лишь некоторые. Например, 2 победы, 1 победа и одно поражение, 2 поражения и 1 победа (последовательность важна!).
В первом случае по нашей формуле:
t = 4 * 2 / 6 = 1,33.
Во втором случае:
t = 4 * 2 / 4 = 2.
В третьем случае:
t = 4 * 3 / 5 = 2,4.
Как видим, всё справедливо. Кто играет меньше партий и набирает при этом больше очков, затрачивает на это как бы меньше времени. В конце турнира время просуммируется и победителем окажется тот, у кого этот показатель будет наименьшим.
Для удобства, чтобы не оперировать жуткими дробными числами, можно умножать величины нашего времени на какой-нибудь фиксированный коэффициент (скажем,
k = 3).
Контроль времени на партии круга устанавливается, исходя из комфортного времени игры и допустимого времени на весь турнир, например, 7 дней/партия
(обсуждаемо). Не забывайте, что в турнире этапов движения по кругу целых 3!
Огневой рубеж
На огневом рубеже принцип "стрельбы" тот же - партии между участниками, находящимися на рубеже. Для поддержания динамичности контроль времени здесь маленький, например, 1 день/партия
(обсуждаемо). Настоящие биатлонисты должны "закрыть" пять мишеней, используя 5 основных патронов и 3 дополнительных. Мы же каждый выстрел будем ассоциировать с партией. Т.е. мы должны "закрыть" победами (попаданиями) 5 мишеней за 8 партий (выстрелов). Говоря шахматным языком, на рубеже надо набрать 5 очков из 8. Ничья идёт за пол-очка. За каждую игранную партию ко времени участника добавляется фиксированная величина (например, 0,2
(обсуждаемо)). Если участник набирает 5 очков, считается, что он завершил этап стрельбы и уходит на второй круг. Если же за 8 партий участник не наберёт положенных 5 очков, к его времени добавляются штрафные "минуты" за каждые недостающие пол-очка.
Партии, жеребьёвка, принципы
Как видно из условий, на каждом из этапов нужно лишь набрать некоторое минимальное количество очков (а на этапе "Круг" желательно его превысить) и затратить на это как можно меньшее количество партий. Партии каждый раз запускаются в установленные сроки, играть партии "быстрее" не нужно. Всё время контроля на партию в распоряжении участников и никак не учитывается. Учитывается лишь число сыгранных партий и количество набранных в них очков. Возможны такие ситуации, когда некоторые участники уже преодолели, скажем, этап "Круг" и вышли на этап "Огневной рубеж", а некоторые ещё нет. Считаю, что уместно запускать партии этапа "Огневой рубеж" параллельно партиям этапа "Круг". Деления на секции по рейтингу будет возможным при достаточно большом количестве участников.
Вот так выглядит вариант 2.0 моей идеи. Как видно, сомнительные принципы, когда надо было играть партии "быстрее" исчезли, а вместе с этим исчезли всякие сложности типа "штрафных" санкций. Всё ясно и прозрачно. Выигрывают только шахматы!
Конструктивные предложения принимаются, обсуждаются и учитываются.