«Фонтанка»
Посмотреть пригляделась к обсуждаемому сериалу «Ход королевы» (он же — «Гамбит королевы») вместе с кинокритиком и шахматистом Максимом Андреевым — и нашла ключ к пониманию телепроекта:
— Вы меня простите, герр Алехин, — сказал немец. — Я девятнадцатая доска. Не могли бы вы сказать, каково мое положение.
— Неважное, хотя внешне все выглядит благополучно, — улыбнулся Алехин.
— А можете вы сказать расположение моих фигур?
— Пожалуйста, — согласился Алехин, и быстро стал перечислять: — Белые: король жэ-один, ферзь е-пять, кони цэ-три и же-четыре, пешки а-два, бэ-два…
— Хватит, хватит! — поспешил остановить чемпиона летчик, едва успевавший следить по бумажке за речью Алехина. — И вы можете это сделать на всех тридцати досках?
— Да, — ответил Алехин.
— Это феноменально! — невольно восхитился немец. — Скажите, господин Алехин, откуда у вас такое искусство игры?
— С потолка, — буркнул Алехин, которому этот рыжий мешал думать.
— То есть… как это? — растерялся немец.
— Очень просто. Однажды я прибил над своей кроватью на потолок шахматную доску.
Каждое утро и каждый вечер я разбирал на ней партии безо всяких фигур. Вот и научился!
__________________________________________________________________________________
(с) "По шахматной части сериал не вызывает вообще никаких вопросов, за ним чувствуется огромный шахматный базис, что в мировом кинематографе, мягко говоря, гигантская редкость. Это, без всякого преувеличения, второй или третий такой случай в киноискусстве: фильмы с шахматными сценами без ляпов и нелепостей можно буквально перечесть по пальцам. Я попробую.
Вот первый и, возможно, лучший фильм про шахматы — «Шахматная г орячка» Пудовкина — с живым Капабланкой в роли самого себя. Вот гениальный фильм Сергея Микаэляна «Гроссмейстер», где тренера Андрея Мягкова играет Виктор Львович Корчной и где шахматная жизнь в СССР показана почти документально. Вот «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика с великолепно выстроенной шахматной сценой, в которой бортовой компьютер HAL 9000 побеждает астронавта эффектной матовой атакой с жертвой ферзя на f3: «Извини, Фрэнк, я думаю, ты проморгал». В великой «Касабланке» Майкла Кёртиса Хамфри Богарт (то есть, его герой Рик Блэйн) анализирует вариант французской защиты, который, если верить шахматным базам, ещё не встречался на практике, но стал потом популярным (эту сцену целиком придумал сам Богарт, великолепный шахматист, однажды сыгравший вничью с чемпионом США Самуэлем Решевским). «Джентльмены удачи» Александра Серого: Вицин ловит Папанова в известнейшую дебютную ловушку: 1. е4 е5 2. Kf3 Kc6 3. Cc4 Kd4 4. K:e5 Фg5 5. K:f7 Ф:g2 6. Лf1 Ф:е4+ 7. Ce2, тут Крамаров хрипит сакраментальное: «Лошадью ходи, дурак!», и Вицин слушается: 7...Kf3, мат.
Есть большое количество прекрасных документальных шахматных картин, например, совершенно забытый кинодебют Эльдара Рязанова — о матче на первенство мира между Михаилом Ботвинником и Давидом Бронштейном (1951). Или прекрасный щемящий фильм Лиз Гарбус «Бобби Фишер против всего мира» (2011), который имеет прямое отношение к нашей теме (Бобби Фишер — прототип Элизабет Хармон.)
Ещё была отличная английская экранизация «Защиты Лужина» с Джоном Туртурро, киносказка «Садко», где Сергей Столяров ставит предводителю варягов Льву Фенину классический спертый мат, и незабвенная Эмилия Мильтон в «Семнадцати мгновениях весны» — «Я буду играть защиту Каро-Канн, только вы мне не мешайте!»
Отрицательным примерам несть числа: в сотнях плохих и даже приличных фильмах герои играют в шахматы с неправильной стоящей доской, бессмысленно расставленными фигурами, делают невозможные ходы, после чего шахматисту хочется убежать прочь от экрана. Вот, например, рецензия двенадцатого чемпиона мира Анатолия Карпова на недавний опус «Жертвуя пешкой» о Бобби Фишере: «Может, для популяризации шахмат фильм неплохой, но по содержанию ужасен. Там много неточностей. Я уж не говорю, что шахматные позиции просто идиотские. Фильм довольно бюджетный, ну так возьмите шахматного консультанта, заплатите ему гонорар, он выправит вам позиции. А то там большая диагональ слева-направо — белая. Делаете фильм о чемпионах мира, и такие ляпы, для меня как для профессионала — это ужасно».
Встречаются грубые шахматные ошибки и в фильмах очень хороших, или в тех, которые считаются такими. Так в своем шедевре «Седьмая печать» Ингмар Бергман допускает классическую ошибку: в партии Макс фон Сюдова со Смертью поле a1, слева от рыцаря, — белого цвета! В «Бегущем по лезвию» Ридли Скотт пытается воспроизвести самую известную в истории, «бессмертную партию» Андерсен — Кизерицкий 1851 года, но при этом путает ходы и неправильно называет клетки! И главный нонсенс: в этой партии андроид Рой (Рутгер Хауэр) жертвует ферзя и ставит мат в два (!) хода, решая «нерешаемую задачу», которая, якобы, не под силу людям, но которую любой третьеразрядник решит за пару минут. А, например, в фильме Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» герой и героиня перед постельной сценой с глубокомысленным видом разыгрывают совершенно бессмысленную шахматную партию, и что они потом делают с белой.."