Богаевский Константин Федорович - русский художник-пейзажист, живописец и график, создатель оригинального эпически-романтического стиля пейзажа восточной части Крыма - Киммерии.
Он родился в Феодосии 12 января 1872 г., в семье чиновника. В гимназические годы посещал мастерскую И.К.Айвазовского и занимался под руководством его ученика, местного живописца А.И. Фесслера. В 1890 г. поступил в Академию Художеств, где работал в мастерской А.И. Куинджи.
Весной 1898 г. Богаевский совершил путешествие в Италию, где познакомился с картинами Клода Лоррена, ставшего его еще одним учителем. А во время второго посещения Италии, в 1909 году, испытал влияние А.Монтеньи, Н.Пуссена.
Выставлять Богаевский начал с 1898 г., в Новом обществе художников, являясь одним из его основателей, а также в Московском товариществе художников, Союзе и Мире Искусства. В 1906 г. участвовал в Exposition del Art Russe, устроенной С.П. Дягилевым в Париже при Salon d'Automne.
С 1911 г. Богаевский входит в объединение «Мир искусства». По примеру старших мирискусников он ввел в пейзаж историческую тему. Богаевский обратился не просто к природе Киммерии с ее величественными горами, складками холмов и ослепительным солнцем, а к истории земли, ее античных городов, создав особый жанр «археологического», исторического пейзажа.
Область творчества Богаевского - обожженные солнцем пустыни юга, нагромождения камней и скал ("Древняя земля" (1906), "Алтари вселенной" (1908), "Южная страна. Пещерный город" (1908), "Киммерийская область" (1910), порою вымершие, фантастические развалины городов, крепостей ("Крепость у моря" (1902), "Мертвый город" (1906), "Гора св. Георгия" (1912); порою античные руины Италии, оживленные огромными деревьями, гармоничные и изысканные тона которых делают их похожими на старинные гобелены ("Воспоминание об Италии" (1910), "Пейзаж с померанцами" (1912). В этих произведениях чувствуется некоторое влияние Пуссена и Клода Лорена, хотя пути Богаевского совершенно обособлены и самостоятельны.
Вот как писал об этом М.Волошин: «Точно так же исторический пейзаж стремится стать историческим портретом земли. Лицо земли складывается геологически, так же, как человеческое лицо - анатомически, и точно так же определяется морщинами, шрамами и ранами, оставленными на нем стихиями и людьми: знаками мгновений. В этом - смысл Исторического Пейзажа». Стилизуя форму, цвет и приемы живописи, художник добивался декоративности и монументальности картин.
Александр Бенуа называл Богаевского «стилистом, декоратором и поэтом». По собственному признанию художника, ему хотелось отойти от обыденности и создать «другой, фантастический мир». В своей фантастической, урбанистичной картине «Порт воображаемого города» он прозрел многое, в том числе и столь знакомые нам промышленные дымы. Они смешиваются с могучим библейским сиянием, которым озарены все полотна Богаевского.
В советский период продолжал прежние крымские циклы; писал также индустриальные ландшафты, придавая своему символизму задумчивый социал-утопический оттенок (серия полотен Днепрострой, 1930).
Богаевский погиб в Феодосии 17 февраля 1943 при взрыве авиабомбы.
Последний раз редактировалось: fenghua•
(Вт 31 Мар 2009 09:31), всего редактировалось 1 раз |