Эрих Фромм. Иметь или быть



 
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы -> Литературный уголок
Автор Сообщение
The Final Countdown


The Final Countdown

Зарегистрирован: 2013-07-21
Постов: 11
Местоположение:

СообщениеДобавлено: Вс 21 Июл 2013 05:24    Заголовок сообщения: Эрих Фромм. Иметь или быть Ответить с цитатой

Наше общество — это общество хронически несчастных людей, мучимых одиночеством и страхами, зависимых и униженных, склонных к разрушению и испытывающих радость уже от того, что им удалось «убить время», которое они постоянно пытаются сэкономить.
_____________________

Само собой разумеется, что христианская вера – это тоже лишь жалкая ширма, скрывающая собственную алчность. Наша мнимая вера в любовь в какой-то степени притупляет в нас боль от бессознательного чувства вины за то, что мы живем без любви.
_____________________

В каждом новом шаге может таиться опасность неудачи, и в этом заключается одна из причин того, почему люди так боятся свободы.
Человек, предпочитающий быть, а не иметь, не испытывает тревоги и неуверенности, порождаемых страхом потерять то, чем он владеет. Если я -- это то, что я есть, а не то, что я имею, никто не в состоянии угрожать моей безопасности и лишить меня чувства идентичности.
______________________

Тот, кто по-настоящему любит какого-то одного человека, любит весь мир.
______________________
Цель обычной школы - снабдить каждого учащегося определенным объемом "культурной собственности" и в конце обучения выдать документ, удостоверяющий, что его владелец обладает по крайней мере минимумом этой собственности. Студентов обучают читать книгу так, чтобы они могли повторить основные мысли автора. Платона, Аристотеля, Декарта, Спинозу, Лейбница, Канта, Хайдеггера, Сартра студенты "знают" именно таким образом. Разница между уровнями образования в средней школе и аспирантуре заключается главным образом в величине приобретаемой культурной собственности.

Учащиеся, которые способны наиболее точно повторить мнение каждого из философов,- это так называемые отличники. Их можно сравнить с хорошо информированными экскурсоводами в музеях. Они учат только то, что не выходит за пределы такой суммы знаний, которая составляет некую собственность.
Оптимальное знание по принципу бытия - это знать глубже, а по принципу обладания - иметь больше знаний.
Цель современной системы образования, как правило, заключается в том, чтобы научить людей приобретать знания как некое имущество, в той или иной степени соразмерное с той собственностью и тем общественным положением, которые они, скорее всего, будут иметь в будущем.
Вернуться к началу
Посмотреть профайл Отправить личное сообщение
The Final Countdown


The Final Countdown

Зарегистрирован: 2013-07-21
Постов: 11
Местоположение:

СообщениеДобавлено: Вс 21 Июл 2013 05:32    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Свободное, спонтанное выражение желаний младенца, ребенка, подростка и, наконец, взрослого человека, их жажда знаний и истины, их потребность в любви - все это подвергается различным ограничениям. Взрослеющий человек вынужден отказаться от большей части своих истинных сокровенных желаний и интересов, от своей воли и принять волю, желания и даже чувства, не присущие ему самому, а навязанные принятыми в обществе стандартами мыслей и чувств. Общество и семья как его психосоциальные посредники должны решить трудную задачу: сломить волю человека, оставив его при этом в неведении. С помощью сложного процесса внушения определенных идей и доктрин, путем всяческих вознаграждений и наказаний, а также распространяя соответствующую идеологию, общество решает эту задачу в целом столь успешно, что большинство людей верят в то, что они действуют по своей воле, не сознавая, что эта воля им навязана и что общество умело манипулирует ею.
Вернуться к началу
Посмотреть профайл Отправить личное сообщение
The Final Countdown


The Final Countdown

Зарегистрирован: 2013-07-21
Постов: 11
Местоположение:

СообщениеДобавлено: Вс 21 Июл 2013 05:35    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Потреблению присущи противоречивые свойства: с одной стороны, оно способствует уменьшению ощущения беспокойства и тревоги, поскольку то, чем человек владеет, не может быть у него отобрано; но с другой - оно вынуждает человека потреблять все больше и больше, так как всякое потребление со временем перестает приносить удовольствие. Нынешние потребители вполне могут определять себя по такой формуле: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю.

jd.gif
Вернуться к началу
Посмотреть профайл Отправить личное сообщение
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы -> Литературный уголок Часовой пояс: GMT +3:00
 

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах