Эта игра помогает развить как навыки игры в шахматы, так и навыки написания хокку, а также научиться в целом более глубоко смотреть на события, «ловить» момент, вычленить из него самую суть и лаконично выражать её. В самурайские шахматы можно играть как опытным шахматистам и хоккуистам, так и любителям (причём если силы игроков примерно равны, то можно состязаться между собой, а если один пишет хокку значительно лучше другого, то важнее отслеживать динамику успехов от партии к партии). На каждый ход требуется написать по хокку, связанному с ходом или позицией в целом. Пока нет хокку, второй игрок хода не делает. Хокку нужно стараться писать по схеме 5-7-5 слогов и без использования рифм. Партию необходимо записывать, ставя рядом запись хода и хокку. На смерть короля проигравший пишет заключительное хокку.
Для оценки таких партий вводится систему баллов, позволяющая и определить победителя, и отследить свои успехи в динамике.
Техническая составляющая оценивается по схеме:
· 1 строка, укладывающаяся в нужное число слогов (5 для первой и третьей строки, 7 — для второй) — плюс 1 балл.
· Хокку, укладывающееся целиком в нужное число слогов (17), даже если строки в нужное число не укладываются — плюс 2 балла.
· Одна рифмованная пара — минус 1 балл (если зарифмованы все три строки, минус 2 балла).
Качество оценивалось примерно следующим образом (конечно, в конкретных случаях часто приходилось полагаться на интуицию, поскольку этот признак не столь очевиден):
· 1 балл — ничего интересного.
· 2 балла — 1 интересная строка.
· 3 балла — 2 интересные строки.
· 4 балла — всё хокку интересно написано.
· 5 баллов — есть ещё и «изюминка».
При этом максимальное число и «технических», и «смысловых» баллов за партию равно числу ходов, умноженному на 5. По окончании подсчётов вычисляется процент полученных баллов от числа максимально возможных по каждому из параметров и по обоим вместе, эти числа, выраженные в процентах, и являются основным показателем успеха.
«Технические» баллы может вычислять любой игрок, для вычисления «смысловых» лучше избрать судью или жюри (в том случае, если один из игроков пишет хокку значительно лучше и, соответственно, если оценивается лишь динамика успехов второго игрока, первый может взять подсчёт баллов на себя).
Предлагаю тем кто сочинял здесь хокку, сыграть со мной. поехали!
1.е4.
Игра началась.
Е-два-е-четыре
Сыграл гроссмейстер Бендер!
|