Библиотека – Д.Бронштейн "Самоучитель шахматной игры"

Версия для печати   Версия для печати

Стратегические планы испанской партии



 

Вечнозеленая испанская партия!
Начальные ходы 1.e4 е5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5

хорошо знакомы каждому шахматисту, так были начаты миллионы поединков: Обычно испанскую партию избирают шахматисты не очень молодые, в юности гораздо заманчивей атакующие построения "итальянского" типа, не говоря уже о романтике королевского гамбита.

Основная сила хода 3.Bb5 - появление простой угрозы Bxс6, заставляющей черных принять решение: бить слона ферзевой пешкой или коневой? Пешкой всегда желательно бить к центру, но взятие пешкой "d" открывает вертикаль ферзю и диагональ слону, есть над чем задуматься. И шахматисты думают. Вот уже 400 лет!

Интересно проследить за историей появления хода 3.Bb5 в арсенале лучших шахматистов мира. В период господства традиций итальянской школы, в годы всеобщего увлечения атакой пункта f7 кажется невероятным появление дебюта, в котором белопольный слон белых прямо с f1 выходит на b5, "на скорости" проскакивая пункт с4.

История гласит, что испанский священник Рюи Лопес де Сегура в 1561 году упомянул ход 3.Bb5 в своем трактате о шахматной игре. Любопытно, что этот ход Лопес привел в качества отрицательного примера шахматного хода, сопроводив его примечанием, что такое развитие слона не приносит атакующему никаких выгод. Авторитет испанского теоретика был велик, и шахматисты не тропились опровергать мнение Лопеса. И по-прежнему в дружеских поединках господствовали дебюты романтической школы - итальянская партия и королевский гамбит.

Но когда и в этих агрессивных дебютах шахматные экспериментаторы нашли несколько хороших систем защиты для черных, борьба перестала заканчиваться разгромом в дебюте, а стала принимать порой затяжные позиционные формы, вот тут-то и вспомнили о ходе 3.Bb5 с идеей атаковать не слабую пешку f7, а выдвинутого на передовые рубежи коня соперника, тем самым косвенно усиливая атаку на пешку е5.

Естественно, что, встретившись впервые с таким странным методом игры, черные терпели одно поражение за другим (игру за белых вели искусные в атаке мастера), и это укрепило интерес к ходу 3.Bb5.

Надо и нам с вами взглянуть на позицию глазами наших предков и подумать, чем мог пленить ход 3.Bb5 шахматистов острокомбинационного стиля? При внимательном изучении позиции хорошо видно, что пешке е5 грозит опасность. Если черные не примут мер против взятия 4.Bxc6, то после размена слона на коня без защиты останется пешка е5, которую сможет побить конь f3. Этой угрозы не было, пока слон выходил на с4, создавая атаку на пешку f7, но не беспокоя сильного коня с6. Таким образом, белые вынуждали партнера уже на третьем ходу думать о конкретной защите определенного пункта, а это, в свою очередь, помогало им предвидеть вероятностные ответы черных.

В соответствии с вкусами того времени ответов было не очень-то и много. Таким образом, можно признать, что испанская партия открыла новую главу в истории шахматной стратегии - эпоху позиционного планирования атаки. Это отличало ее от итальянской школы, которая способствовала расцвету импровизационного комбинационного творчества, указала с этой точки зрения наиболее уязвимые места для атакующих фигур и нашла конкретные, наиболее опасные для соперника ходы.

Широкое распространение испанская партия получила в XIX веке, когда лучшие мастера сделали этот дебют самым сильным в открытых играх. Так как одновременно начался расцвет ферзевого гамбита, то оба эти дебюта развивались параллельно, обогащая друг друга позиционными методами игры на длительную дистанцию, и в конечном счете помогли выработке современного ясного взгляда на многие элементы стратегии, например на роль и значение пешечных цепей, укрепленных фигур (форпостов) за линией шахматного экватора, надежного убежища для короля, разрушить которое противнику теперь стало намного сложней.
Несмотря на свою внешнюю простоту, старинный ход 3.Bb5 до сих пор вызывает горячие споры, дискуссии среди теоретиков. Испанская партия напоминает нам о разнообразии средств защиты в шахматах, утверждает наличие большого числа технических методов игры.

Можно играть по аналогии, и в ответ на угрозу пешке е5 ответить угрозой пешке e4 - играть 3...Nf6! Вполне допустимо, вспомнив об "итальянских" мотивах, развить слона - 3...Bс5. Любители королевского гамбита за белых имеют возможность сыграть гамбит "во второй руке" - 3... f5. Уже эти три столь разных метода могли бы привлечь внимание к ходу 3.Bb5, но позднейшие исследования показали, что у черных есть и такие ходы, как 3... Nd4, 3... Bb4, 3... g6, 3... Qf6, 3... Nge7. Конечно, не все они одинаково хорошо помогают пешке е5, да и всем остальным фигурам и пешкам черных. Нынешнее поколение шахматистов в основном предпочитает сразу выяснять позицию белого слона ходом 3...а6, но еще не так давно в моде был спокойный ход 3...d6, наиболее естественным способом защищая пешку е5.

Непременно надо сказать и о том, что главным козырем стратегии белых в испанской партии является свободный путь для рокировки белого короля, в то время как черные должны найти время для ходов слоном f8 и конем g8. А это два заранее известных для белых хода соперника! Застряв королем в центре, черные должны быть осмотрительны с выигрышем пешки e4. К примеру, в варианте 3...Nf6 4.0-0 N:e4 5.d4! черным рискованно играть 5...ed, а после 5.Rе1! приходится отступать конем, и в обоих случаях белые могут легко отыграть пешку, сохраняя атаку при заметном перевесе в развитии. То же можно сказать о варианте 3...а6 4.Bа4 Nf6 5.0-0 Nxe4 6.d4 с многочисленными разветвлениями.

Если суммировать всю информацию о дебютных ходах черных в испанской партии, то их можно разбить на три знакомые нам группы: активные, нейтральные и пассивные. Активные ходы типа 3...f5, 3...Nf6, 3...Nd4 приводят к быстрым пешечно-фигурным столкновениям и кроме хорошего знания вариантов требуют комбинационного мастерства, способностей к точной оценке быстро меняющихся вариантов, умения разгадывать замыслы партнера.

Ходы пассивные-это те ходы, которыми черные не стараются затруднить белым атаку: просто развивающие ходы, а иногда, как в случае с 3...Qе7, 3...Qf6 или 3...Nge7, даже затрудняющие игру других фигур и пешек. К пассивно-наблюдательным ходам можно отнести ходы 3...Bс5, 3...Bb4, 3...Nb8 (4.Nxе5 Qg5) и 3...g6.

К ходам нейтрального типа принадлежит ход 3... а6 и, возможно, 3 ... d6. Ходом ладейной пешки черные не мешают плану белых обменять слона на коня, а ход ферзевой пешки, хотя и защищает пешку е5, но ослабляет позицию коня с6, усиливая слона b5.
Было бы хорошо, если б удалось доказать, что простой метод-нападение на слона пешками-мог решить проблему испанской партии: 3...а6 4.Bа4 b5 5.Bb3 Nа5

но после 6.0-0 перед черными по-прежнему те же проблемы - найти время для рокировки. Кстати, белые могут играть здесь и в гамбитном стиле итальянской партии: 6.Nxе5 Qg5 7 Bxf7+ Ke7 8. 0-0 Qxе5 9.d4 с сильной атакой Если черные в этом варианте сыграют 6:Nxb3, то, проявив немного фантазии, можно предложить сопернику вариант 7.cb Qе7 (7 ... Qg5 8. Nf3 Q:g2 9. Rg1 Qh3 10.d4, и белые получают большой перевес в развитии) 8. d4 d6 9.Qс2 Bb7 10.Nс6!, в котором черным отыграть пешку не удается (не то, что при 7. ab?).

Что задача защиты в испанской партии не из простых, лучше всего можно увидеть на примере цельной партии, сыгранной в каком-либо ответственном международном состязании.

Испанская партия
Карпов - Унцикер
Ницца, 1974
1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 Nf6 5.0-0 Be7 6.Re1 b5. Трудно поверить, но именно этот ход является первопричиной проигрыша черных. Однако осторожное 6... d6 не всякому шахматисту по вкусу. К тому же и ход ферзевой пешкой не без минусов. Вообще автор рад повторить, что идеальных ходов в шахматах нет, и это замечательно, что нет: всегда приходится рисковать.
7.Bb3 d6 8.c3 0-0 9.h3 Na5 10.Bc2 c5 11.d4 Qc7 12.Nbd2 Nc6

Совершив сложный пируэт, конь вернулся в квадрат с6. Быть может, прав был гроссмейстер Л. Штейн, который, наряду с венгерским маэстро Д.Брейером, полагал, что лучший метод защиты за черных связан с маневром 9...Nb8 и далее Nb8-d7, Bс8-b7 и т. д., одновременно сохраняя на месте пешку "с". Зачем пешке стоять на месте? Чтобы иметь возможность атаковать пункт d5. Впрочем, в этой партии пешка с такой задачей уже не справится - пешки назад не ходят. Так что же: и 10...с5 было слишком поспешным ходом? Возможно. Есть шахматисты, предпочитающие 10...Bb7 или даже 10...Nс4. В шахматах есть разные пути к выигрышу, и к проигрышу... тоже.

13.d5. А вот и переход экватора пешкой. Для такого решения нужны смелость, знания и уверенность в собственных силах. Теперь у пешки будет отличный обзор, но, к сожалению, никакой личной активности. Ошибка! Не будет никакой личной подвижности, а активность будет хорошая: под контроль пешки попадают важные пункты-в районе с6 и е6 теперь не сможет разместиться ни одна фигура противника.

13...Nd8 14.а4. Реализуя силовую линию ладьи а1, поскольку после размена пешек на b5 ладьи вступят в открытый контакт. Уйти от удара пешка b5 не может, так как по характеру позиции она ни в коем случае не должна пропускать белую кавалерию на с4.
14...Rb8 15.аb ab 16.b4. Новая пешечная атака. Создавая напряжение в пунктах b4 и с5, белые одновременно фиксируют объект возможной атаки - пешку b5 и расширяют оперативное пространство для своих фигур. Сейчас перед черными возникает новая проблема-как поступить с пешкой с5? Очевидно, что все эти проблемы, словно нитку из клубка, потянула за собой нетерпеливая пешка, поспешившая выйти на е5. Но корить ее не станем: ход сам по себе не плохой, вопрос лишь в том, знали ли черные о том, что им предстоит или нет? В.Унцикер знал, так как сам очень любит белыми атаковать "по-испански".

16...Nb7 17.Nf1 Bd7 18.Be3 Rа8 19.Qd2 Rfc8 20.Bd3 g6 21. Ng3 Bf8 22.Rа2. И тут черные отказались от дальнейших попыток удерживать одной пешкой d6 два гарнизона - на с5 и е5. Сыграв 22... с4, они тем не менее после 23.Bb1 Qd8 24. Bа7 Nе8 оказались в трудной позиции: 25.Bс2 Nс7 26.Rеа1 Qе7 27.Bb1 Bе8 28.Nе2 Nd8 29.Nh2 Bg7 30. f4 f6 31. f5 g5.

Что слоны хорошо работают в позициях открытого типа - известно давно. Зато не без оснований считалось, что в позициях замкнутого типа слоны по меньшей мере бесполезны. Но взгляните на позицию.

Один слон белых застрял где-то в глубине ферзевого фланга, второй ведет странную дуэль с черной ладьей, ни побить которую, ни даже атаковать как следует он не может. Для его защиты сзади дежурят обе ладьи, скажите на милость, зачем? Центр наглухо закрыт сомкнувшимися пешечными цепями. Более чем очевидно, что, если не перебросить все силы с вертикали "а" на королевский фланг, не вскрыть позицию с помощью разменов, выиграть партию не удастся. Все это нам кажется при беглом взгляде на позицию.

А если мы вдумаемся, то увидим, что белые ладьи захватили единственную открытую вертикаль, черные хотели разменами по линии "а" нейтрализовать этот перевес в пространстве, но своевременным маневром слон лишил черные ладьи всяких перспектив. Пешечные цепи отнюдь не сомкнулись - они остановились. Но если белые пешки полностью завладели важными квадратами d5 и f5, то черная пешечная цепь находится в глухой обороне на собственной территории и тем самым отнимает пространство для маневров у своих фигур, которым и без того тесно. Еще одно веское доказательство того, что ресурсами шахматной игры являются не только фигуры и пешки, но и сами игровые квадраты. Что же касается заблудившегося на b1 слона, то он попал туда по необходимости, уступая место другим фигурам. Сейчас, когда пришла пора искать точку прорыва в укреплениях противника, именно этому слону будет поручена главная роль. Стремительным броском слон захватит важный пункт h5, а под его прикрытием белые так эффективно перестроят коней и ферзя, что капитуляция черных наступит даже раньше, чем ее следовало ждать. И главное чудо всей этой работы слонов - позиция все же осталась закрытого типа!

Не сдвинув с места ни одной своей пешки, белые фигуры смогли сами пройти по узкому ущелью f3-h5-f7 и, максимально усилив давление по вертикалям, горизонталям, диагоналям, добиться победы. Такой стратегией легко восторгаться, но можно ли ее повторить в своей практике? Я думаю, что целиком это вам никогда не удастся: шахматные шедевры, как и всякие другие произведения настоящего искусства, тоже неповторимы. Но тот факт, что, изучив элементы плана белых, вы начнете играть лучше,- вне всяких сомнений. Элементы эти, взятые в отдельности, удивительно просты. Максимум пространства для себя, минимум для противника-для этого наступаем широкой пешечной цепью и останавливаемся только на территории противника, беря под контроль группу важных квадратов. Далее образуем только одну открытую линию, но бережем ее для себя, а противника туда даже не пропускаем. Еще-не замыкаем пешечную цепь наглухо, а оставляем лазейку для переброски своих сил.

А теперь посмотрим, как все эти элементы нашли свое отражение в заключительной фазе разбираемой нами партии После 32.Bс2 черные тоже решили сыграть слоном – 32...Bf7. Дальше черному слону пути нет, в то время как слон белых уверенно взбирается по диагонали b1–g6, но не прямо – мешает своя же пехота, – а двигаясь в обход: 33.Ng3 Nb7 34.Bd1 h6 35.Bh5 Qе8 36.Qd1 Nd8 37.Rа3 Kf8 38.R1а2 Kg8 39.Ng4 Kf8

40.Ne3 Kg8 41.Bxf7+ Nxf7 42.Qh5 Nd8 43.Qg6 Kf8 44.Nh5. Черные сдались.

Посмотрите теперь партию Карпов – Глигорич (Ленинград, 1973). Эта встреча интересна тем, что С. Глигорич, всю жизнь отстаивающий солидность защиты 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 Nf6, все же не смог отразить методичную атаку белых. И я вовсе не согласен с тем, что главными героями битвы были белые ладьи.

Нет, не они, не ферзь, ворвавшийся вслед за ладьями, не конь, ловко выбивший поддержку у слона d7 – не эти фигуры были главными героями. Все почести должны быть отданы слону с1, который, несмотря на то что пешечная цепь белых расположилась для него как нельзя выгодней, сам, ни секунды не колеблясь, пошел на обмен, уничтожив черного коня. При этом белые уже не могли гордиться своими двумя слонами, но и черные не могли больше говорить о своих... двух конях. Такие моменты, когда бо­лее ценная фигура идет на обмен с менее ценной, являются одними из самых трудных в шахматной борьбе.

5.0-0 Be7 6. Re1 b5 7.Bb3 d6 8.c3 0-0 9.h3 Nb8 10.d4 Nbd7 11.Nbd2 Bb7 12.Bc2 c5 (патент Глигорича) 13. d5 Ne8 14.Nf1 g6 15.Bh6 Ng7 16.Ne3 Nf6 17.a4 Kh8 18.b3 Rb8 19. Qe2 Bc8 20.axb5 axb5 21.Ra7 Ng8. Трудно порой понять шахматистов, даже если они гроссмейстеры. Белые вскрыли линию, ворвались ладьей на пешечную горизонталь, а черные... начинают борьбу со слоном, который тихо стоит себе на краю доски. Естественно было ждать, что слон уйдет от нападения, однако... 22.Bxg7+ Kxg7 23.Rea1 Nf6 24.Bd3 Bd7 25.Qa2 Ne8 26.Qa6

Так вот в чем дело! Слон пошел на обмен с конем, чтобы выиграть время для концентрации тяжелых фигур по вертикали «а». Значит, и сегодня, а не только в дни триумфа Пола Морфи, время в шахматах имеет смысл! И не только смысл, но и значительную силу. А рассматривая эту партию, вдруг начинаешь понимать, что в закрытых позициях время имеет еще большее значение, чем в позициях открытого типа. Там все ясно: кто первым выбежал фигурами на открытые вертикали, горизонтали, диагонали, тот и побеждает с комфортом. А здесь, в закрытых позициях, работа долгая и трудная. Тем не менее, кто первый закончит маневры и работы по сооружению королевской крепости, тот и сможет первым пойти на штурм.

В той партии, что мы разбираем, белые даже не стали прорывать пешечный фронт. Они воспользовались открытой вертикалью «а» и, ворвавшись на пешечную горизонталь, начали отвлекать защитников, расчищая магистраль a7–h7. Для таких действий размен слона на коня был полезен. Но это не все. Скоро белые разменяют второго коня, и неожиданно выяснится, что слоны, которых черные так берегли, в данной ситуации абсолютно безобидны; поскольку они только видят диагонали, а ступить на них не могут: везде или белая пешка, или ладья!

После 26 ... Rb6 27.Qа5 Nf6

28.Ng4 Rb8 29.Nxf6 Bxf6 30.Qс7 Qxс7 31.Rxс7 Rfd8 32.Rаа7 Bе8 позиция белых ладей стала предельно гроз­ной.

Мне тоже однажды довелось реализовать этот технический прием – обмен хорошего сло­на для пользы остальных фигур. Партия БронштейнЛендьел (Таллинн, 1975) до 13-го хода черных протекала так же, как и партия Кар­пов–Глигорич: 13...c4 14. Nf1 Re8 15. Be3 Qc7 16. g4 Nc5 17. Ng3 Bf8 18. Qd2 a5. Черные верят в надежность своей позиции и начинают активную игру на ферзевом фланге. Не в моем стиле пассивно ждать чужую атаку.

19. b3 Reb8 20. b4 axb4 21. cxb4 Na4 22. Bg5 Ne8 23. Ne2 Bc8 24. Kh2 Bd7 25. a3 Ra6

Черные укрепили коня на а4 и под его прикрытием со­бираются развить давление на слабую и отста­лую пешку «а». Но при этом черные не учли, что пешку «а» слабой сделали сами белые, что открыть линию «а» помогли опять-таки белые, что конь с g3 зачем-то ушел на е2. Если бы чер­ные проявили больше внимания к действиям противника, то они, по крайней мере, не сдела­ли бы пустой ход ладьей на а6. Теперь белые открывают свои карты.

26.Bxa4 («испанского» слона всегда жаль, но позиция того требует) 26... Rxa4 27.Nс3 Rа6 (все еще веря в силу ладейной атаки...) 28.Rеb1 Qс8. Черные начинают сложные маневры, защищаясь от прорыва а3–а4 и b4–b5. Можно было путем g7–g6 и Ne8–g7 укрепить ставку.

29.Nе1 Nс7 30.Nс2 Qе8. Первая стадия плана белых окончена. Атаку черных пешек на фер­зевом фланге с помощью активной обороны удалось остановить.

Теперь есть время оглянуться, оценить сделан­ное, взвесить взаимные возможности. Если упор­ствовать в проведении подрыва а3–а4, то это облегчит черным игру: именно в этом районе рас­положены основные силы. А если идти через центр... он наглухо закрыт своими и чужими пешками, пройти трудно, не хватает пешечных резервов. Так что, если белые не хотят идти на риск на ферзевом фланге, им надо рисковать на коро­левском. Но и здесь не видно объектов атаки. Если бы пешка «g» не вышла вперед, то можно было бы перебросить на g3 ладью и ударить по пункту е7. А теперь? И тут мы вдруг замечаем, что пешка е5 не слишком сильна. Конь от нее далек, слон тоже предпочел уютные ко­ролевские покои. И если смело атаковать пешку е5, то... Решено! При этом надо не забыть о слоне.

31.Bе3 Rаа8. Как сейчас помню, на обдумы­вание этого хода Л. Лендьел истратил ровно час. Ничего удивительного: черные поняли, что атака не удалась, а к защите они не подготови­лись.

32.f4

32…f6. Цель этого хода можно толко­вать так: черные вызывают ход f4–f5, надеясь выдержать атаку g4–g5 и т. д. Белые могли сейчас ответить 33. f5, но им незачем с этим спе­шить, так как бить пешку f4 черные не могут – в распоряжение белого слона попадает ценнейший пункт d4, откуда вся диагональ d4–h8 про­сматривается как на ладони. Поэтому у белых есть время вернуть ладьи на королевский фланг. Так как фигуры черных прижаты к двум край­ним горизонталям и ощущают влияние пешки d5, то им маневрировать с той же легкостью, что и фигурам белых, невозможно. В этом сла­бость пешечного треугольника с5–d6–е5 и даже одной микроцепочки d6–е5 при пешках про­тивника e4–d5 Но если бы линии на ферзевом фланге были открыты и черные ладьи вырвались бы на оперативный простор, то, наоборот, мо­гла стать слабостью пешка e4, которую пешка d5 защитить не в силах Поэтому в таких ситуа­циях белые стремятся держать взаперти оба фланга Азбука стратегии шахмат!

33. Rg1 Be7 34.Rаf1 Kh8 35. h4 Идеальное воплощение простого замысла: четыре белые пешки вышли к экватору! Последовало. 35…ef 36.Rxf4 g5 (смелые поступки черных пешек вы­зывают уважение, но этой пешке давно уже сле­довало находиться на g6 и не шевелиться) 37. Rf3 h5 38.Bd4 hxg4 39.Qxg5 Qg8 40.Qh6+ Qh7 41.Rxf6 Bxf6 42.Qxf6+ Kg8 43.Rf1 Черные сда­лись. Слишком уж пассивно они играли.



[ Назад к Знакомство с дебютными планами |  Стратегические планы испанской партии  | Вперед к Современная трактовка принятого ферзевого гамбита ]

Прочтено 19935 раз